Ведь православный электорат вправе потребовать с нас отчёта! Раз уж вы рьяно погнали нас верной дорогой, – скажет он, – будьте любезны, покажите нам личный пример! Явите нам и всему миру наглядный образец нравственной высоты, духовной широты и всеобъемлющей чистоты помыслов!. . Вот и решил я ударить, так сказать, православием и наглядным личным примером по безбожию, всякой ереси, атеизму, либерализму, глобализму, мультикультурализму и запрещённой в России толерантности – во славу духовного возрождения страны!
Катька:
– Понятно. Выражаясь словами персонажа пьесы Островского, вы решили увеличить количество добра!
Верхоглядов:
– Именно так! Ведь что такое по сути своей православный обряд? А это не что иное, как видимое проявление невидимого богатства внутреннего мира отдельно взятого индивидуума, показатель его нравственного личностного роста и духовного, так сказать, расширения в объёме!
Катька:
– Здорово!
Верхоглядов:
– А как вы думали! Считайте, что вам крупно повезло: сейчас вы находитесь в эпицентре событий, в самой полной мере отражающих процесс духовного возрождения нашей великой державы!
Из столовой выходит пристав-женщина и что-то жуёт.
– А ничего столовая. . . Кажется, виновник торжества явился.
Следом плетётся пристав-мужчина и тоже жуёт.
– И важные гости с ним, и телевидение тут…
Верхоглядов:
– Ну что, приступим к делу, господа православные! Ваш выход, отец Кондрат! Можете приступать к обряду освящения моего гнёздышка!
Отец Кондрат переминается.
– Да у нас тут не совсем…
Верхоглядов:
– Что такое? Решили, что я мало вам заплатил?
Отец Кондрат:
– Да нет, пожертвование достойное, грех жаловаться…
Верхоглядов:
– А что тогда? Святую водицу забыли прихватить?
Отец Кондрат:
– Скажете тоже! Вон стоит…
В это время пристав-мужчина без зазрения совести спокойно наливает святую воду из бутыли в кропильницу. Отец Кондрат дико возмущается:
– Эй, эй! Это же святая вода – для обряда освящения дома!
Пристав-мужчина:
– А она что, отравленная?
Отец Кондрат:
– Какая отравленная! Наоборот – целебная! Святая же!
Пристав-мужчина:
– Так это же, наоборот, мне будет хорошо!
Выпивает воду и ставит кропильницу на стол.
– Тепловата немного.
Адвокат извиняющимся тоном объясняет Верхоглядову ситуацию:
– Маленькое недоразумение… Бывшие обитатели дома – девушка и девочка – отказываются освобождать помещение. Забаррикадировались на втором этаже – ружьём и арбалетом угрожают… Вот приставы и пришли их выселять.
Верхоглядов:
– А я думаю: откуда приставы?. . И какие проблемы у вас?
Пристав-женщина:
– У нас проблем нет. Скоро прибудет ОМОН и освободит помещение. А вот у вас могут возникнуть проблемы…
Верхоглядов строго смотрит на адвоката.
– Что всё это значит?!
Адвокат:
– Маленькая неувязочка… Дом, оказывается, принадлежит не самой банкротке, а её дочери.
Верхоглядов:
– Постой, постой… Ты что, хочешь сказать, что вся работа по её банкротству проделана напрасно?
Адвокат:
– Ну почему напрасно? Всё идёт по намеченному плану. Уладим кой-какие юридические формальности – и все дела. Шероховатости в любом деле случаются. Но из любых ситуации мы всегда выходили с достоинством! Или я не прав?
Верхоглядов немного успокаивается.
– Ну хорошо… А сейчас-то что делать?
Адвокат:
– Подождём бойцов ОМОНА.
Верхоглядов:
– С ума сошёл? А завтра телевидение на всю страну покажет, как Верхоглядов при помощи ОМОНА в стране духовность возрождает… (Вспомнив про телевидение. ) Эй! Вы что там – снимаете, что ли? Немедленно прекратить! Значит так. Монтаж репортажа будете делать под моим личным контролем! Вам ясно?! (Адвокату. ) Видел, прыткие какие? Глаз да глаз нужен… Нет, ОМОН не годится.
Адвокат:
– Да без ОМОНА никакую духовность не возродишь! Чуть что – отчуждение земельного участка под строительство храма или передача другого имущества церкви – и сразу же протесты, возмущения, митинги… Народ-то у нас дикий, несознательный.
Верхоглядов:
– Значит, будем внедрять сознательность в умы народа! С нами же бог и святая православная церковь! Хватит уже церкви перекладывать свои функции на государство и власть – надо и самой иногда подключаться… Ну что, батюшка, ваш выход! Двиньте-ка этим строптивым девчонкам достойную проповедь! Вразумите словом божьим заблудшие души! Чтоб устыдились, понимаешь, своего некрасивого поведения!
Отец Кондрат:
– Что-то я сомневаюсь…
Верхоглядов:
– Сомненья прочь! Припугните адом! Приманите раем! Или что там у вас в таких случаях полагается – не мне же вас учить. Сейчас вызовем на суд божий… Как старшую зовут?
Отец Кондрат:
– Настя её зовут. Настасья, значит.
Верхоглядов кричит наверх:
– Эй, там, наверху! Настя! Настасья, значит! Выйди-ка… те… на минуту! Разговор есть!
На площадку второго этажа выходит Настя и оглядывает присутствующих.
– Ого, сколько риелторов и коллекторов собралось!
Верхоглядов:
– На меня надо смотреть – это я вас вызвал! Я – Викентий Верхоглядов. Известный государственный и общественный деятель, сенатор от вашего региона и лидер общественно-религиозного движения «УДАР ПРАВОСЛАВИЯ».
Настя:
– Вам повезло в жизни. А я обыкновенная Настя – маленькая хозяйка этого большого дома.
Верхоглядов:
– Ошибаешься, Настя. Этот дом – мой. Я его купил.
Настя:
– Нет, это вы ошибаетесь – я вам его не продавала. А незаконные махинации вашей компашки буду обжаловать в суде.
Верхоглядов:
– И этот суд – заранее предупреждаю – ты проиграешь! Слишком разные у нас с тобой весовые категории…
Настя:
– Ничего, у моей мамы подходящая категория…
Верхоглядов:
– Оставим пока вопросы судопроизводства… Кроме юридической стороны – существует ещё и нравственная сторона этого вопроса!
Настя:
– Нравственная?!
Верхоглядов:
– Я бы даже сказал, духовно-нравственная! Ведь библейские нормы морали в стране у нас пока ещё никто не отменял! О них-то и хочет тебе напомнить отец Кондрат.
Настя:
– О, и священный поп туточки – в каждой бочке затычка… И телевидение тут! Обалдеть!. . Ладно уж, так и быть, проявлю толерантность. Прошу вас, гражданин поп! Можете смело выставить своё голое мнение на весь экран!
Верхоглядов:
– Ваш выход, батюшка!
Отец Кондрат:
– Гм, гм… Смирись и будь покорна божьей воле, дочь моя! Уступи сей дом сопернику твоему и ближнему своему, брату во Христе, рабу божьему Викентию Верхоглядову!
Настя:
– А харя не треснет у раба божьего?
Отец Кондрат (неуверенно):
– Да… не должна по идее – господь милостив…
Верхоглядов:
– Свинья не выдаст, бог не съест!
Псаломщик шепчет ему что-то на ухо – Верхоглядов слушает и отмахивается:
– От перестановки мест слагаемых сумма не меняется… Продолжайте, батюшка.
Отец Кондрат:
– Священное писание нас учит: «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта!. . И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду!. . Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся!. . Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут…»
Настя перебивает:
– Да читала я уже такую сказку! Если дали по одной стороне морды – надо другую морду сразу подставить… Красивый, конечно, обычай… Только морду почему-то жалко. Обе морды – и ту, и другую жалко.
Отец Кондрат:
– Ну, к вопросу непротивления злу насилием надобно избирательно подходить… А то и в Толстовскую ересь недолго впасть…
Настя:
– А как надобно подходить к заповеди: не пожелай дома ближнего своего?
Отец Кондрат:
– И тут избирательно подходить надобно. С учётом, в первую очередь, воли божией… Ты что ж думала, заглянул человек в библию – и сразу все истины постигнул? Нет, этого мало. Тут главное – богословская интерпретация и правильное истолкование слова божия. А на это способны исключительно знающие люди. Их легко можно узнать по облачению… Вот глянь на моё облачение. И сразу видно – я знающий человек! А стало быть, могу истолковать любую ситуацию с учётом воли божией…
Настя:
– Ну-ка, ну-ка, ну-ка!. .
Отец Кондрат:
– Наша земная жизнь не есть цель, а только средство к достижению цели. Цель же есть вечное блаженство в царстве небесном опосля уже смерти! А чтобы проверить, достоин ли человек этого блаженства опосля смерти – господь и даёт человеку земную жизнь, а для проверки непрестанно насылает на его разные испытания…
Настя:
– Вона как! А я-то всё не могла понять, для чего это боженька поставил смерть в самый конец жизни, а не вначале её и не посередине!
Отец Кондрат:
– Мудрость божию невозможно переоценить… Так вот. Одних он испытывает бедностью, других же испытывает богатством. Вот и тебе в своё время послал бог и дом большой, и денег немеряно… Но выдержала ли ты это испытание богатством?
Настя:
– И что же с моей выдержкой?
Отец Кондрат:
– А вот и вспомни: не утаила ли ты чего от духа святого, подобно Анании и Сапфире, которых бог за это смерти предал? Не удержала ли у себя денежные средства, отписанные по завещанию особе духовного звания?. . Да только ещё неизвестно, какой мудрости сподобит господь судебную власть и какой сюрприз приготовит тебе православный судья! Всё это бог хранит покудова в тайне…
Настя:
– Начинается! Виновата ли я, что у ваших ангелов постоянные задержки рейсов из-за нелётной погоды? Прилетит вот Гаврила в голубом вертолёте – вот тогда и приходите, вот тогда поговорим!
Отец Кондрат:
– Могу и про другое напомнить.