Страх лечат дважды
Повести - Ужасы
Но что может быть загадочней западной толерантности? Розе пришлось срочно бежать в Аргентину. Но там она почему-то не задержалась, почти сразу прилетев в Россию, замкнув круг политической эмиграции длиною в жизнь.
Впрочем, фрау Альтберг появлялась в России гораздо чаще, чем думали родственники. И загородную резиденцию на Барвихе использовала как раз для конфиденциальных встреч с политиками и финансистами разного ранга. Если же тайный визит на Родину совпадал с субботним вечером, то политика отправлялась ждать за дверь. Роза устраивала небольшое чаепитие для друзей. Другом в единственном экземпляре была Света. То ли потому, что они и правда давно общались. То ли потому, что Озёрская знала уникальный рецепт чая с виски.
Разумеется, Елене знать обо всём этом было необязательно. Хотя необязательно было и привозить мальчика в тот мрачный особняк с действительно странной библиотекой. И вроде всё было ясно, мозаика должна была вот-вот сложиться. Ребёнок лишен внимания матери, малознакомая бабушка не может компенсировать этот пробел, зимнее одиночество в коттеджном поселке, жутковатые книги, бурная фантазия. . . Но что-то же должно было послужить спусковым крючком? Когда зародился этот образ? Что это за чучелка такая? Времени оставалось не более пятнадцати минут, а вопросов было ещё так много.
- А ты не боишься, что чучелка придёт сюда? - осторожно спросила Светлана.
- Нет! - храбро ответил мальчик и пояснил. - Что ей здесь делать? Она живёт в своём тёмном углу, выходит оттуда ночью, бродит по комнате, прыгает иногда. Вот если чучелок бы стало две, то было бы страшно. Две чучелки - это смерть.
Какое многозначительное заявление! Понять бы его смысл. Одна чучелка, стало быть, еще далеко не предел? Откуда бы взяться второй?
- А тебя чучелка пытается найти?
- Нет. Наверное, нет. Зачем ей это?
- Я думала, что ты знаешь! - искренне удивилась врач. - Раз она к тебе приходит, значит ей что-то нужно? Может, ты боишься, что чучелка тебя съест.
Конечно, так давить на детские страхи было категорически нельзя. Но что-то подсказывало Светлане: это особенный случай. Страх мальчика перед чучелкой не имеет конкретных причин. Это и не страх в привычном смысле. Скорее, смесь раздражения и брезгливости. «Вот придёт баба-яга, украдёт и съест» - эти сказки не для него, он в них не поверит и даже если сам выдумает подобный сюжет, то не найдёт повода бояться. Чутьё и в этот раз не обмануло психотерапевта.
- Я же говорю, - с терпением, достойным взрослого, пояснил Дмитрий. - Чучелка вылазит из своего тёмного угла, бродит по комнате и прыгает. Всё. Она просто страшная. . . Да. Вот так. Я её боюсь, потому что она страшная!
- Поэтому ты прячешься под кровать. . .
- Поэтому я просто лежу под кроватью! - возразил мальчик. - Это не прятки. Я не прячусь. Она не ищет.
- То есть, Дмитрий, ты хочешь сказать, что тебе всё равно: заметит она тебя или не заметит? Просто на неё неприятно смотреть?
- Да! - энергично закивал Дима. - Просто она страшная, и я её боюсь. А зачем она приходит, я не знаю. Она непонятная и поэтому страшная. Она мне напоминает о чем-то страшном. А ещё я очень-очень боюсь, что их вдруг станет две.
Вот дела! Уже ни в какие рамки такой ответ не лезет. Дети в таком возрасте обычно очень детально описывают свои страхи. Буквально регламентируют. У детских фантазий есть внутренняя логика, свои законы. Пусть на первый взгляд это незаметно, и страх перед «злым дядей» совершенно иррационален. Но стоит только спросить ребёнка, и он выдаст целый свод правил, которым подчиняется его страх. Иначе и быть не может: психика знает всё о природе своих фобий, она сама же их создала и поэтому вынуждена контролировать. Родители могли бы гораздо лучше понимать своих детей, если бы за каждым глупым страхом видели мощный психический труд.
А здесь?! Чучелка в рассказах мальчика ведёт себя как самостоятельное существо, наделенное какими-то скрытыми мотивами. Скрытыми не только от врача, но и от юного пациента. Либо его фантазия настолько сильна, но тогда темноты он боялся бы гораздо больше и давно бы населил свою реальность множеством опасных образов. Либо какая-то область фантазирования отправилась в долгое путешествие, оторвалась от основной личности. Второй вариант был весьма нежелателен, ибо наводил на мысли о внутреннем психическом расстройстве. Чтобы отсечь самое худшее, Озёрская решила обратиться к истории болезни.
- А можно взглянуть на Ваши карточки?
- Конечно-конечно, я всё, что можно, оставила у себя. Не хочу, чтобы они копались в голове моего сына без меня! - Елена достала из сумочки пару тонких профайлов.
Впрочем, фрау Альтберг появлялась в России гораздо чаще, чем думали родственники. И загородную резиденцию на Барвихе использовала как раз для конфиденциальных встреч с политиками и финансистами разного ранга. Если же тайный визит на Родину совпадал с субботним вечером, то политика отправлялась ждать за дверь. Роза устраивала небольшое чаепитие для друзей. Другом в единственном экземпляре была Света. То ли потому, что они и правда давно общались. То ли потому, что Озёрская знала уникальный рецепт чая с виски.
Разумеется, Елене знать обо всём этом было необязательно. Хотя необязательно было и привозить мальчика в тот мрачный особняк с действительно странной библиотекой. И вроде всё было ясно, мозаика должна была вот-вот сложиться. Ребёнок лишен внимания матери, малознакомая бабушка не может компенсировать этот пробел, зимнее одиночество в коттеджном поселке, жутковатые книги, бурная фантазия. . . Но что-то же должно было послужить спусковым крючком? Когда зародился этот образ? Что это за чучелка такая? Времени оставалось не более пятнадцати минут, а вопросов было ещё так много.
- А ты не боишься, что чучелка придёт сюда? - осторожно спросила Светлана.
- Нет! - храбро ответил мальчик и пояснил. - Что ей здесь делать? Она живёт в своём тёмном углу, выходит оттуда ночью, бродит по комнате, прыгает иногда. Вот если чучелок бы стало две, то было бы страшно. Две чучелки - это смерть.
Какое многозначительное заявление! Понять бы его смысл. Одна чучелка, стало быть, еще далеко не предел? Откуда бы взяться второй?
- А тебя чучелка пытается найти?
- Нет. Наверное, нет. Зачем ей это?
- Я думала, что ты знаешь! - искренне удивилась врач. - Раз она к тебе приходит, значит ей что-то нужно? Может, ты боишься, что чучелка тебя съест.
Конечно, так давить на детские страхи было категорически нельзя. Но что-то подсказывало Светлане: это особенный случай. Страх мальчика перед чучелкой не имеет конкретных причин. Это и не страх в привычном смысле. Скорее, смесь раздражения и брезгливости. «Вот придёт баба-яга, украдёт и съест» - эти сказки не для него, он в них не поверит и даже если сам выдумает подобный сюжет, то не найдёт повода бояться. Чутьё и в этот раз не обмануло психотерапевта.
- Я же говорю, - с терпением, достойным взрослого, пояснил Дмитрий. - Чучелка вылазит из своего тёмного угла, бродит по комнате и прыгает. Всё. Она просто страшная. . . Да. Вот так. Я её боюсь, потому что она страшная!
- Поэтому ты прячешься под кровать. . .
- Поэтому я просто лежу под кроватью! - возразил мальчик. - Это не прятки. Я не прячусь. Она не ищет.
- То есть, Дмитрий, ты хочешь сказать, что тебе всё равно: заметит она тебя или не заметит? Просто на неё неприятно смотреть?
- Да! - энергично закивал Дима. - Просто она страшная, и я её боюсь. А зачем она приходит, я не знаю. Она непонятная и поэтому страшная. Она мне напоминает о чем-то страшном. А ещё я очень-очень боюсь, что их вдруг станет две.
Вот дела! Уже ни в какие рамки такой ответ не лезет. Дети в таком возрасте обычно очень детально описывают свои страхи. Буквально регламентируют. У детских фантазий есть внутренняя логика, свои законы. Пусть на первый взгляд это незаметно, и страх перед «злым дядей» совершенно иррационален. Но стоит только спросить ребёнка, и он выдаст целый свод правил, которым подчиняется его страх. Иначе и быть не может: психика знает всё о природе своих фобий, она сама же их создала и поэтому вынуждена контролировать. Родители могли бы гораздо лучше понимать своих детей, если бы за каждым глупым страхом видели мощный психический труд.
А здесь?! Чучелка в рассказах мальчика ведёт себя как самостоятельное существо, наделенное какими-то скрытыми мотивами. Скрытыми не только от врача, но и от юного пациента. Либо его фантазия настолько сильна, но тогда темноты он боялся бы гораздо больше и давно бы населил свою реальность множеством опасных образов. Либо какая-то область фантазирования отправилась в долгое путешествие, оторвалась от основной личности. Второй вариант был весьма нежелателен, ибо наводил на мысли о внутреннем психическом расстройстве. Чтобы отсечь самое худшее, Озёрская решила обратиться к истории болезни.
- А можно взглянуть на Ваши карточки?
- Конечно-конечно, я всё, что можно, оставила у себя. Не хочу, чтобы они копались в голове моего сына без меня! - Елена достала из сумочки пару тонких профайлов.
09.04.2016
Количество читателей: 27332