Империя
Рассказы - Фэнтэзи
С фермы в долине доносился собачий заливистый лай. "Улики вам нужны, - угрюмо думал Свенельд,- Вот они, улики. . . А если всех троих раскидал сам старик, тогда Мстислав не из Гнезда, а Свенельд тупица. - Рука, напряженно державшая пистолет, дрогнула.
- В кого целишься, следопыт? - насмешливый голос за спиной. Свенельд взметнулся.
- Брось! - руки Мстислава были пусты, он смотрел исподлобья, солнце косо падало на лицо, большая оранжевая бабочка трепетала, кружа вокруг, и Свенельд убрал пистолет. Голова его была ясной. Кто бы он ни был, Мстислав не даст себя уложить так, глаза в глаза. А Свенельд должен жить. Слишком дорого стоят Империи воины. Он не знает и не хочет знать, что таится за человеческим обличьем Мстислава, если он не человек. . . Как будто у Свенельда есть выбор! Меч Империи, безгрешное оружие в руках рока, вот кто он.
- Нервы сдают. Проклятый старик голову заморочил! - оправдывался Свенельд. - Ну что, рукопись у тебя?
Мстислав покачал головой:
- Не такими руками ее надо брать. Будем надеяться на панночку.
- Разве она Наведенная? - Свенельд опешил. Не ждал он этого.
Мстислав кивнул.
- Несколько дней придется жить в лесу.
"Как звери, следя каждое движение друг друга" - с горечью подумал Свенельд.
Они ждали Оксану в эту ночь, но не пришла.
Не без тайного умылся Инший усадил Оксану записывать под диктовку новые главы.
"Боги, как идея внеутробного мира - в душной клетке творимого, подручного, неотделимого от человека, что его плоть. Жажда познания? Нет. Даже не самопознания, но самоугождения. Наука, искусство - предметы только внутреннего употребления, никакого отношения к реальности не имеющие. Что есть? Огонь, животворящий и гибельный! Все космогонические теории - лишь мифологическое переложение естественного стремления жизни к экспансии. Рощ, закатов, озер – нет и не было!
Явь человеческая от не-яви отличается пространственными и временными характеристиками, то есть характеристиками самого сознания. Основа квантования времени – период пульсации внимания. Будь разум организован иначе, структура времени была бы иной. Линейное мышление европейца определяет линейную структуру его времени, резко отличную от цикличного времени цивилизаций Востока.
Ощущение пространственной границы - проекция того же ритма интуитивной длительности: границы нет, но есть потребность в конечном, и поверхность - ответ на такую потребность. Существует ли что-нибудь, кроме пространства-времени, на что бы мог положиться человек в поисках реальности? А разве не ближе к реальному сознание, источник видимого мира? Разве кто-нибудь изучает модель, имея рядом сам предмет? Но, занявшись моделями, как можно разделять тела и галлюцинации, творения одного и того же разума? А разделяя - объединять: смертных; Наведенных, вдохнувших чужого огня, лишенных воли, но устремленных, разумных, но слеповедомых; мертвых, чьи тела не распадаются мгновенно лишь благодаря нашему назойливому несведущему взгляду, мертвых, которые уже где-то родились, а мы их все оплакиваем; касту юдега, чьи миры менее доступны нам, чем придуманные математиками области, их, не узнающих наши лица, наши рощи, мы называем братьями; и, наконец, Высших, полубогов, если боги сущи, бездушных и любимых нами - мы называем людьми, когда трава и зверь нам понятнее и ближе!"
Мелкий бисер букв торопливо разбегался по странице. Держа тетрадку на коленях, Оксана записывала наполовину непонятный диктант. В детстве у нее был друг - под звон слов вспоминала - синеглазый Светозар, смазливый и дикий. Он жил напротив, если крикнуть, то слышно с балкона, где казнил игрушки, сбрасывая, как птенцов, на асфальт с фонарями. "В конце концов им надоест разбиваться и они научатся летать", - сурово останавливал ее, плачущую. Нелюдим был, поздно, обернувшись, узнала, что это его сторонились, его глаз, злых и светлых. С ней он был тих. Одиннадцать лет им исполнилось и флейта метели на улице, когда пришли за ним в капюшонах надвинутых снежных. Светозар хохотал как сумасшедший. Его отец, большой и добрый, ползал перед пацаном на коленях, все пытался целовать руки, Светозар отталкивал его ладошками и хохотал, хохотал. . . У стены мать его прыгающими губами молилась - какому богу, о чем?. . Снег таял и стекал с плащей на ковер. Покашливая, поздравили плачущих. Они видали и не такое, не удивишь, служба! Серебряно струились откупные, одна монета все не могла закатиться, чеканный профиль качался. Следили глазами, замолчав. Заплатив за мальчика-Высшего, закутали Светозара в плащ, он волочился за ним, как шлейф королевского платья, за руку повели через темный двор к машине.
"Где он теперь?" - теребила Оксана взрослых. - "В Детинце, детка". Крылами машет, круги сужает, кольцо золотое на нем, суженном. Почему он ей снился крылатым?. . Через месяц мать Светозара в упор расстреляли с проезжавшего грузовика. Сестренку Высшего увезли в имперский закрытый питомник, а отец стал юдегой. После смерти он велел непременно отослать его череп Светозару, ведь сейчас модно делать чаши из черепов. Какой-нибудь мальчик на улице казался ему похожим на Светозара и он полз по снегу, клича: "Сыночек, соколеночек мой!" А Оксана ходила за ним, сопливая, тянула с земли и плакала от стыда и жалости.
Потом отец Светозара исчез. Кто-то видел, что его увезла имперская машина. Он не был буйным, чтоб усыпила ампула милосердная, значит, о нем вспомнил его мальчик, его Высший, и увез в тот вольный город у реки Сухоны, где, тихий, он будет бродить, предаваясь счастливым грезам.
Она продолжала записывать:
"Материальное тело - лишь точка пересечения множества взглядов: под пристальными очами пустота приобретает форму.
- В кого целишься, следопыт? - насмешливый голос за спиной. Свенельд взметнулся.
- Брось! - руки Мстислава были пусты, он смотрел исподлобья, солнце косо падало на лицо, большая оранжевая бабочка трепетала, кружа вокруг, и Свенельд убрал пистолет. Голова его была ясной. Кто бы он ни был, Мстислав не даст себя уложить так, глаза в глаза. А Свенельд должен жить. Слишком дорого стоят Империи воины. Он не знает и не хочет знать, что таится за человеческим обличьем Мстислава, если он не человек. . . Как будто у Свенельда есть выбор! Меч Империи, безгрешное оружие в руках рока, вот кто он.
- Нервы сдают. Проклятый старик голову заморочил! - оправдывался Свенельд. - Ну что, рукопись у тебя?
Мстислав покачал головой:
- Не такими руками ее надо брать. Будем надеяться на панночку.
- Разве она Наведенная? - Свенельд опешил. Не ждал он этого.
Мстислав кивнул.
- Несколько дней придется жить в лесу.
"Как звери, следя каждое движение друг друга" - с горечью подумал Свенельд.
Они ждали Оксану в эту ночь, но не пришла.
Не без тайного умылся Инший усадил Оксану записывать под диктовку новые главы.
"Боги, как идея внеутробного мира - в душной клетке творимого, подручного, неотделимого от человека, что его плоть. Жажда познания? Нет. Даже не самопознания, но самоугождения. Наука, искусство - предметы только внутреннего употребления, никакого отношения к реальности не имеющие. Что есть? Огонь, животворящий и гибельный! Все космогонические теории - лишь мифологическое переложение естественного стремления жизни к экспансии. Рощ, закатов, озер – нет и не было!
Явь человеческая от не-яви отличается пространственными и временными характеристиками, то есть характеристиками самого сознания. Основа квантования времени – период пульсации внимания. Будь разум организован иначе, структура времени была бы иной. Линейное мышление европейца определяет линейную структуру его времени, резко отличную от цикличного времени цивилизаций Востока.
Ощущение пространственной границы - проекция того же ритма интуитивной длительности: границы нет, но есть потребность в конечном, и поверхность - ответ на такую потребность. Существует ли что-нибудь, кроме пространства-времени, на что бы мог положиться человек в поисках реальности? А разве не ближе к реальному сознание, источник видимого мира? Разве кто-нибудь изучает модель, имея рядом сам предмет? Но, занявшись моделями, как можно разделять тела и галлюцинации, творения одного и того же разума? А разделяя - объединять: смертных; Наведенных, вдохнувших чужого огня, лишенных воли, но устремленных, разумных, но слеповедомых; мертвых, чьи тела не распадаются мгновенно лишь благодаря нашему назойливому несведущему взгляду, мертвых, которые уже где-то родились, а мы их все оплакиваем; касту юдега, чьи миры менее доступны нам, чем придуманные математиками области, их, не узнающих наши лица, наши рощи, мы называем братьями; и, наконец, Высших, полубогов, если боги сущи, бездушных и любимых нами - мы называем людьми, когда трава и зверь нам понятнее и ближе!"
Мелкий бисер букв торопливо разбегался по странице. Держа тетрадку на коленях, Оксана записывала наполовину непонятный диктант. В детстве у нее был друг - под звон слов вспоминала - синеглазый Светозар, смазливый и дикий. Он жил напротив, если крикнуть, то слышно с балкона, где казнил игрушки, сбрасывая, как птенцов, на асфальт с фонарями. "В конце концов им надоест разбиваться и они научатся летать", - сурово останавливал ее, плачущую. Нелюдим был, поздно, обернувшись, узнала, что это его сторонились, его глаз, злых и светлых. С ней он был тих. Одиннадцать лет им исполнилось и флейта метели на улице, когда пришли за ним в капюшонах надвинутых снежных. Светозар хохотал как сумасшедший. Его отец, большой и добрый, ползал перед пацаном на коленях, все пытался целовать руки, Светозар отталкивал его ладошками и хохотал, хохотал. . . У стены мать его прыгающими губами молилась - какому богу, о чем?. . Снег таял и стекал с плащей на ковер. Покашливая, поздравили плачущих. Они видали и не такое, не удивишь, служба! Серебряно струились откупные, одна монета все не могла закатиться, чеканный профиль качался. Следили глазами, замолчав. Заплатив за мальчика-Высшего, закутали Светозара в плащ, он волочился за ним, как шлейф королевского платья, за руку повели через темный двор к машине.
"Где он теперь?" - теребила Оксана взрослых. - "В Детинце, детка". Крылами машет, круги сужает, кольцо золотое на нем, суженном. Почему он ей снился крылатым?. . Через месяц мать Светозара в упор расстреляли с проезжавшего грузовика. Сестренку Высшего увезли в имперский закрытый питомник, а отец стал юдегой. После смерти он велел непременно отослать его череп Светозару, ведь сейчас модно делать чаши из черепов. Какой-нибудь мальчик на улице казался ему похожим на Светозара и он полз по снегу, клича: "Сыночек, соколеночек мой!" А Оксана ходила за ним, сопливая, тянула с земли и плакала от стыда и жалости.
Потом отец Светозара исчез. Кто-то видел, что его увезла имперская машина. Он не был буйным, чтоб усыпила ампула милосердная, значит, о нем вспомнил его мальчик, его Высший, и увез в тот вольный город у реки Сухоны, где, тихий, он будет бродить, предаваясь счастливым грезам.
Она продолжала записывать:
"Материальное тело - лишь точка пересечения множества взглядов: под пристальными очами пустота приобретает форму.
<< Предыдущая страница [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] Следующая страница >>
27.04.2007
Количество читателей: 41202